ENG RUS
Прекрасная статья о нашей подопечной коррекционной школе и её замечательном директоре Светлане Николевне Павленко. | Ковчег

Прекрасная статья о нашей подопечной коррекционной школе и её замечательном директоре Светлане Николевне Павленко.

Прекрасная статья о нашей подопечной коррекционной школе и её замечательном директоре Светлане Николевне Павленко.

Директор специальной школы-интерната для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за пять лет сделала некогда отстающее учебное заведение оазисом "родительской любви", став настоящей мамой для сотни своих учеников. "Трудная" школа со слезами на глазах.

Когда в феврале 2013 года Светлана Павленко первый день пришла на работу в КГБОУ "Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями г. Артема", на крыльце ее встретили самые отпетые ученики - с сигаретами в зубах и с бутылками пива в руках. Взгляды острые, испытывающие, острые как бритва - потянешь, мол, новый директор? "И действительно, - признается сегодня Светлана Павленко, поначалу было очень тяжело. Каждый день я плакала в кабинете - от обиды, от непонимания и неуправляемости детей. Контингент был очень тяжелый - в неделю было до 40 случаев ухода детей в неделю, были даже те, в отношении которых возбуждались уголовные дела!"

В те годы было тяжело всему педколлективу школы. Ученики, которые за неимением дома, живут в коррекционной школе, имеют ослабленное здоровье. У одних проблемы со зрением, у других - нарушения психического развития, третьими вообще никто из родителей не занимался, и у них из социальных навыков - только умение вскрыть пачку "Доширака" и залить ее кипятком. Были те, кто курил прямо в кровати. Были те, кто, несмотря на решетки на окнах (да, было в школе и такое!), бежал в неведомую даль. Разыскивала беглецов транспортная и городская полиция: одни бежали на вокзал, другие - по площадям и рынкам. Смысла в побеге особого не было: у большинства из детей либо нет родителей вовсе, либо от родителей остались бледные тени в виде полностью деградированных алкоголиков и наркоманов, живущих в позабытых деревнях… Такую ситуацию нельзя преодолеть быстро или каким-то "силовым" способом. Такое, по мнению Светланы Павленко, преодолевается только любовью и терпением. Работа такого "дома" (а более, чем для сотни детей, - это настоящий дом) - это гибкая система взаимной "притирки". И, конечно, взаимное доверие. В этом директор школы-интерната убеждена на 100 процентов.

Разноцветный мир "восстановленного" детства. Сегодня, когда входишь в школу-интернат, то спустя пять лет совершенно не ощущаешь никакой дистанции между педагогами и учениками. В коридорах и кабинетах - стерильный порядок. На стенах - картины и поделки детей, некоторые из которых - подлинные шедевры: за иные на модных показах маститых "мэтров" "хэндмэйда" во Владивостоке взяли 5 - 10 тысяч рублей. А тут - совершенно бесплатно, в общем доступе, находятся рукотворные шедевры. Но главное - не это.

За пять лет в школе появился спортивно-рыболовный класс, школьное лесничество (первое как в Приморье, так и во всем Дальневосточном федеральном округе), класс "юных казачат", музыкальный класс, поделки из бумаги, мыловарение, танцевальный класс и даже класс "Авиаторов". Про класс "Авиаторов" можно рассказать подробнее - это совместный проект с международным аэропортом "Владивосток". У детей даже униформа - форменных цветов аэропорта. Как рассказала Светлана Павленко, обучение в таком классе - не просто игра, а, если хотите, - профессиональная ориентация. Ориентируясь на работу настоящего аэропорта, дети осваивают разные профессии, которые требуются для нужд аэровокзального комплекса: изучают устройство самолета, аэропорта, как налажена система выдачи багажа, посадки пассажиров и даже то, как кормят путешествеников. В принципе, для кого-то из ребят это может в дальнейшем стать "путёвкой в жизнь" - тем более, что шефы из аэропорта не прочь в дальнейшем забрать кого-нибудь из детишек на стажировку, чтобы ученики школы могли начать "путь наверх" с самой простой работы.

Класс "Авиаторы" ко взлёту готовы! Как рассказала сама Светлана Павленко, сегодня руководством школы взят такой ориентир, чтобы не только научить детей встраиваться в общество (у многих из них - действительно поначалу имеются серьезные проблемы с коммуникацией), но и дать им те полезные навыки, которые помогут в дальнейшем ребятам не остаться без куска хлеба. И дети это отлично понимают. У них действительно шикарные поделки, сделанные своими руками. Они умеют варить мыло и делать глиняные игрушки. Некоторые из них вполне преуспели в танцах и в спорте. Так, например, Олег Л. несколько лет назад поехал в составе делегации в Москву - и открыл для себя танцы. Теперь он - известный в городе танцор. Парень не просто оказался талантливым и "гуттаперчевым" - теперь он участвует на всех городских праздниках в Артеме, сам себе шьет костюмы и учит нескольких мальчиков танцевальным па. Олег уже завершил обучение в школе и учится в колледже. Но связей с "альма-матер" не растерял - теперь он сам стал одним из наставников.

Еще более показателен другой пример. Подлинное "перерождение" человека и силы духа. Дима Б. сегодня в возрасте 19 лет служит в спецподразделении Минобороны России в Уссурийске. Когда четыре года назад его привезли из другой школы-интерната, это было уже шестое учреждение, которое от него отказалось. Привезли его в Артем, ничего ему не сказали, что это - навсегда. Дима был буйным - дрался с педагогами, крушил мебель, хамил. Светлане Павленко сразу заявил - мол, убегу. Пришлось доказывать парню, что бежать ему некуда. Родители, лишенные родительских прав, его совсем не ждут, если вообще еще живы. Да и на улице он - легкая "мишень" для криминала. А потом парень втянулся в спорт. Прозанимавшись всего месяц борьбой в поселке Трудовое - стал чемпионом края среди юниоров. А затем, после борьбы, переключился на бои без правил в формате ММА. И стал совсем другим человеком. Ни хамства, ни грубости. Всю свою энергию он стал вымещать на боксерских мешках и грушах, ярость - только в пределах ринга, и то - в умеренных дозах. Подтянулась учеба, поменялся круг общения. А потом он вполне закономерно оказался в армии, где спортсмены его уровня всегда находят свое применение. Светлана Павленко для него - по-прежнему "мама". Потому что именно эта "мама" когда-то нашла к нему "ключик".

Вообще, сегодня директор школы с улыбкой вспоминает, как в 2013 году "наводились мосты" между руководством школы-интерната и учениками. Летом 2013 года всех ребят повезли к морю - в спортивно-рыболовный лагерь. Там они под руководством своих учителей учились ловить рыбу и кальмар, варить уху, готовить морепродукты на гриле. Ну и, конечно, как и полагается - по ночам под большими яркими звездами зазвучали песни под гитару. И ребята стали "оттаивать", раскрываться. Выяснилось, что многие забияки просто никогда не видели - не то, чтобы хорошего отношения к себе, или наваристой ухи, а даже моря и живой рыбы, не слышали доброго слова в свой адрес. И начались откровения - кто как жил, и кто о чем мечтает. Оказывается, вовсе они не хулиганы - просто у них нет "точки приложения" своих сил. А особый восторг вызвала ночная ловля кальмара. Продукт, считающийся морским деликатесом, примирил всех. Дистанция после этого сократилась. Теперь для учеников их учителя стали "мамами", к которым можно прийти со своей бедой, с предложением или пожеланием. Мир не без добрых людей - со временем школе стали помогать неравнодушные люди: кто-то помогал со спортинвентарем, кто-то устанавливал хотя бы одно пластиковое окно. Решетки, кстати, с окон исчезли. Как исчезли и побеги, и уголовные дела в отношении учеников. А когда появилось школьное лесничество - то дети смогли в свое удовольствие высаживать деревья и обихаживать газоны: буйство красок на газонах весной, летом и осенью возле интерната - это "зеленое" хобби детей. Зимой же всех радуют ёлки, которые сами ученики и высадили.

Красота на пришкольном дворе - дань экологическому воспитанию
А вот так рождается мыло - разноцветное и яркое. Дети делают мыло, которое не уступает по качеству и оформлению фирменной продукции заводов. Идею добрых дел нельзя украсть.

Светлана Павленко вспоминает, как некоторое время назад у нее возникла идея создать кадетский класс. Она даже нашла бывшего военнослужащего, который как консультант, должен был тщательно прописать все пункты работы. Он и прописал. Только не для школы - для себя. И сделал такой класс в обычной образовательной школе во Владивостоке, приписав идею себе. Но Светлана Николаевна считает, что идею добрых дел нельзя украсть - и через какое-то время в школу пришли казаки. Кневичанская станичная организация казаков во главе с атаманом Николаем Кучумовым помогла создать класс "казачат". А учитель Наталья Лисица помогла всем пошить казачью "справу". Теперь ребята учат историю, погружаются в нравы и обычаи казачества, учатся фехтовать на шашках. А недавно местный батюшка - отец Даниил, начал учить ребят борьбе на руках (армрестлингу), сделав специальный стол для этих занятий.

Казачата в полной амуниции
Немного отступив от "социального позитива", хочется задать вопрос - что ждало всех этих детей до поступления в школу? Родителям не нужны, социальных и трудовых навыков просто нет. Теперь же они больше готовы к жизни, и навыков у них - куда как больше, чем у среднестатистических учеников обычных школ даже из хорошей семьи. Потому что в обычной школе элемент воспитания сведён к нулю: школа учит, но не воспитывает. А здесь общеобразовательные уроки перемежаются с профессиональным обучением: хочешь - танцуй, хочешь - учись делать поделки из бумаги, лепить из глины, готовься к работе в аэропорту и т.д. Вот и получается, что у этих детей нет незанятости, и сложных "переходных периодов" - поменьше.

Как отмечает Светлана Павленко, поначалу на поступающих в её школу детях другие учебные заведения "ставят крест": мол, вот вам, "дикий" ребенок с диагнозом, который является "клеймом", почти как приговор, - и делайте с ним, что хотите. А уже через полгода этот "дикий" и "неуправляемый" становится вполне милым, трудоспособным и более приспособленным к взрослой жизни. "Плохие" диагнозы у многих детей тоже со временем снимаются. И это тоже большое достижение педагогического коллектива школы. Ведь само словосочетание "коррекционная школа" может оттолкнуть от человека потенциальных работодателей и друзей. Но в этой школе всё-таки умеют "расколдовывать" детей…

Бумажные поделки вызывают искреннее восхищение. На создание этих бумажных шедевров уходят часы работы. "Дайте детям шанс!" Даже те, кто уже в силу возраста покинул стены школы-интерната, всё равно остаются на связи со своим директором. Светлана Николаевна говорит, что перед сном получает на WhatsApp несколько десятков сообщений: как те, кто еще живет в школе, так и те, кто уже выпустился, желают ей спокойной ночи. И обязательно пишут: "Спокойной ночи, мама!"

А вот так на пришкольном стадионе обучают искусству рыбной ловли
Ловись, рыбка, большая и маленькая
Светлана Павленко считает, что всем детям нужно дать шанс. Каждый из них - талантлив. Да, у многих из них действительно проблемы со здоровьем. Да, некоторые из них отстают от сверстников в развитии, потому что с ними никто не занимался. Но ученики школы, как листки деревьев, все равно тянутся к свету…


Реабилитация

Реабилитация

Наши Шоу-проекты

Фото

Видео

инвалето

Благотворительный фонд

юридическая помощь

Отзывы об автопробеге

Это нужно знать

Нас посчитали


Рейтинг@Mail.ru

Дальний Восток: Владивосток, Хабаровск, Сахалин, Камчатка, Магадан, Благовещенск, Якутия.

Материалы, размещённые на сайте, являются интеллектуальной собственностью Общественная организация инвалидов-спинальников Ковчег ОО ИС «Ковчег». Копирование только с указанием ссылки на источник.

Общественная организация инвалидов-спинальников «Ковчег» © 2009
Сделано на DrupalАдмин-панель