S7 поплатилась за дискриминацию инвалида.
Беспрецедентный иск выиграла у авиакомпании S7 москвичка Наталья Присецкая. В июне этого года девушку в инвалидной коляске не пустили на борт самолета. Суд согласился с тем, что это дискриминация, и назначил компенсацию за моральный ущерб - 50 тысяч рублей.
По иронии судьбы, суд, в котором Наталья выиграла такой важный для инвалидов процесс, для инвалидов не оборудован. Нет пандусов, и добраться до Фемиды было нелегко. Но сам факт того, что это деликатное дело дошло до суда, для России уже - прецедент. Истец Наталья Присецкая очень обиделась на авиаперевозчика, и эту обиду, сопровождаемую слезами и унижением, она высоко оценила. Инвалид требовала официальных извинений и радикальных изменений.
Главное для Натальи, конечно, - не деньги. Она хотела, чтобы на судебный процесс обратили внимание. И это для инвалида была принципиальная позиция. Дело даже не в конкретной авиакомпании. Сегодня Наталья боролась за то, чтобы изменилось отношение к людям с ограниченными возможностями в принципе.
И эта борьба - впервые на юридическом уровне - увенчалась успехом. Размер компенсации во время судебных баталий, конечно, понес серьезные потери. Из требуемого миллиона рублей 50 тысяч за оскорбление человеческого достоинства - именно так адвокат Присецкой сформулировал главную претензию к авиакомпании - принять гораздо проще. Даже пресс-секретарю S7 велели ничего конкретного журналистам не говорить. Только извиняться. "Хотелось бы сказать, что нам действительно жаль, что в принципе такая ситуация сложилась. Но мы действовали в рамках существующего законодательства и в целях обеспечения безопасности самой Натальи и других пассажиров", - оправдывается пресс-секретарь авиакомпании S7 Ирина Колесникова.
Все случилось 30 июня. Наталья отправилась в командировку - во Владикавказ. Прилежно прошла регистрацию - как положено, за полтора часа. Сдала багаж. Сотрудники авиакомпании S7, конечно, не знали, кому продавали билет, но не могли не заметить пассажира в инвалидном кресле. Правда, вопросов на тот момент не было. А дальше ситуация развивалась по очень странному сценарию. Стюардесса отказалась принять на борт человека в коляске, ссылаясь на некие корпоративные правила: инвалиды в S7 должны летать только в сопровождении. Это отдельный билет и отдельные деньги.
Пассажир со стажем - только в июне у Натальи было порядка тридцати перелетов - с такой грубостью и явным указанием на болезнь раньше не сталкивалась. "То, как компания себя вела в отношении этого пассажира, на мой взгляд, недопустимо. И это тоже одно из оснований нашей уверенности в том, что требование о компенсации морального вреда, то есть физических и нравственных страданий, должно быть удовлетворено", - говорит Диана Сорк, адвокат Натальи Присецкой, член правления Международной конфедерации обществ потребителей.
Сегодня представители авиакомпании ссылались на действующий приказ Министерства транспорта. Там и правда черным по белому: "перевозка пассажира в кресле-коляске, неспособного передвигаться самостоятельно, или больного на носилках производится в сопровождении лица, обеспечивающего уход за этим пассажиром в полете".
Но в суде доказали: не всем инвалидам-колясочникам в полете нужен особый уход. Наталья, исходя из медицинского заключения, может летать самостоятельно, находясь в воздухе не больше пяти часов. До Владикавказа - всего два. А значит, о своей инвалидности Присецкая не должна была никого предупреждать.
В итоге S7 нарушила целый ряд статей Воздушного кодекса, закона о защите прав потребителей, закона о социальной защите прав инвалидов. Генпрокуратура сообщила, что Минтранс поручил перевозчику разобраться в законодательстве и изменить свои корпоративные правила. То же самое - на всякий случай - придется сделать и всем остальным авиакомпаниям